«ДИСТАНЦИОННАЯ ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Цель программы:
Интернет-проект «ДИСТАНЦИОННАЯ ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» baby-inform.com (ru), ВКЛЮЧАЮЩИЙ «ДИСТАНЦИОННУЮ ШКОЛУ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ» И «ДИСТАНЦИОННЫЙ КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК», создан и реализуется профессиональным сообществом «Союз женщин-врачей России», являющимся членом Всемирной ассоциации женщин-врачей (автор Проекта: Президент «Союза женщин-врачей России», профессор Первого МГМУ им.И.М. Сеченова, педиатр О.В. Гончарова) при курации АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» (генеральный директор: С.В. Ховрат) и Заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе-заместителя – заместителя Председателя Правительства РФ - Г.В. Куранова. Проект создан с целью помощи врачам и семьям в Российской Федерации и зарубежных странах в нелегком деле рождения и воспитания здорового ребенка. Он также представляет интерес для студентов медицинских ВУЗов, Центров здоровья и Центров медицинской профилактики в осуществлении просветительской работы.
Субъекты, города для реализации программы: реализация Проекта начинается с субъекта Дальнего Востока – Амурской области; опыт внедрения тиражируется на другие субъекты Дальнего Востока.
* ВСЕ ПРОЕКТЫ «СОЮЗА ЖЕНЩИН-ВРАЧЕЙ РОССИИ» БЕСПЛАТНЫ ДЛЯ ВРАЧЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ – ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Описание программы:
Проект создается и внедряется в рамках образовательной деятельности Общероссийской общественной организации «Союз женщин-врачей России при курации АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (Генеральный директор: С.В. Ховрат) и заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе-заместителя – заместителя Председателя Правительства РФ - Г.В. Куранова
Интернет-проект находится в открытом доступе с бесплатным доступом ко всем разделам портала и занятиям в «Международной школе родителей» и «кабинете здорового ребенка». Ее уроки – это краткие рекомендации по основным темам, которые постоянно расширяются. Приложения к каждому уроку представлены в виде статей, обучающих видеопрограмм, презентаций по теме урока и вопросов по теме урока. Вся информация соответствует Приказам, методическим рекомендациям, утвержденным Министерством здравоохранения России о работе Школы для беременных в женских консультациях и кабинете здорового ребенка в детских поликлиниках.
Публикации статей для врачей и ученых также являются бесплатными.
Регистрация на сайте дает возможность пользователям один раз в месяц получать полезную новую информацию, представленную на сайте ведущими врачами «Союза женщин-врачей России».
Кроме традиционных рубрик-частей: «Будущим родителям» и «Родителям», на портале созданы «Линейка беременности» (раздел "Будущим родителям"), где будущие мамы получают полезные рекомендации на каждый месяц беременности и - «Линейка развития детей» (раздел "Родителям"), где родители узнают важную информацию о питании, физическом и нервно-психическом развитии, вакцинации и врачебных осмотрах малыша (в каждый месяц жизни).
Окно «Заполните анкету для педиатра» помогает родителям ввести и распечатать анамнез (данные о течении беременности, родов, перенесенных малышом болезнях и пр.). Родители берут «распечатку» на прием к педиатру, что позволяет ему больше времени уделить малышу, а не заполнению документации.
Окно «Оцените развитие малыша» - это помощь родителям в оценке развития детей (после компьютерной обработки анкеты с помощью русифицированной американской KID-программы родителям высылается заключение о развитии ребенка). Услуги оказываются бесплатно.
Окно «Обучающие видеопрограммы» - это авторские проекты в помощь родителям и молодым врачам: «Уход за ребенком», в котором показаны основные процедуры (умывание, купание, очистка носа, глаз, ушек), а также некоторые лечебные манипуляции (закапывание капель в нос, глаза, уши, дача лекарств, постановка газоотводной трубочки и пр.) и «Развитие ребенка», в котором показано, как оценивать развитие малыша, начиная с рождения и в каждый месяц жизни.
Профилактика болезней у детей – важный раздел портала, на котором родители могут читать последние статьи по выбранному классу болезней в соответствии с Международной классификацией болезней.
«Энциклопедия вопросов и ответов» - ответы врачей на частые вопросы родителей.
Как реализуется программа:
Внедрение Программы обеспечивается путем:
уведомления Правительством Амурской области органов управления здравоохранением субъекта ДВ, медицинских организаций о совместном Московско-Дальневосточном проекте,
информационной поддержки реализации Проекта (*внедрение Дистанционной Интернет-школы осуществляется за счет информирования беременных женщин и родителей различными способами (пресса, получение информации от врачей, получение информации в ЗАГСе при регистрации брака, печать наклеек на карты беременных и новорожденных со ссылками на «Школу» и пр.);
ссылок на Дистанционную Школу родителей с различных Интернет-ресурсов субъектов Дальнего Востока (региональные руководители «Союза женщин-врачей России» осуществляют эту работу совместно с пресс-службой органов управления здравоохранением Дальнего Востока);
включения представителей «Союза женщин-врачей России» в Общественный Совет при Министерстве по развитию ДВ;
включения в реализацию программы медицинских университетов Дальнего Востока и Москвы (организация отбора лучших статей-материалов для размещения в Школе, совместное внедрение созданной Дистанционной Школы для родителей);
По итогам работы Дистанционной Школы учеными университетов оценивается медико-социальная и экономическая эффективность эксперимента.
Информационное обеспечение программы:
Реализуется через публикации в прессе, на Интернет-ресурсах (см п. «Как реализуется программа»)
Медико-социальная и экономическая эффективность программы
Медико-социальная и экономическая эффективность профессиональной дистанционной школы для родителей*
*- в этом примере окончательные расчеты эффективности внедрения программы будут проведены после ее внедрения.
Но уже сегодня в примере можно показать, что эффективность складывается из многих составляющих.
1. Повышение качества медицинского обслуживания и экономия времени врачей, затрачиваемого на профилактические беседы:
В настоящее время в Интернете функционирует множество непрофессиональных порталов, посвященных здоровью беременных женщин и здоровью детей, на которых часто размещаются или устаревшие рекомендации, или статьи, написанные журналистами, не имеющими медицинского образования. Это оказывает отрицательное воздействие на качество дистанционной просветительской работы. Впервые в России дистанционная просветительская деятельность родителей осуществляется профессиональным сообществом врачей - «Союзом женщин-врачей России» - на основе утвержденных Министерством здравоохранения России Приказов и методических рекомендаций, что повышает качество обучения родителей, способствуя укреплению здоровья родителей и детей. Получение родителями наглядной профессиональной информации (статьи, памятки, обучающие видеопрограммы из Дистанционной школы) способствует тому, что при плановых осмотрах беременных женщин в женских консультациях и осмотрах детей в кабинете здорового ребенка детских поликлиник врачи могут уделить больше внимания осмотру женщин и детей за счет экономии времени на проведение профилактических бесед, что, в итоге, повышает качество медицинского обслуживания.
Например, в «Дистанционном кабинете здорового ребенка» есть линейка развития, в которой составлены «меню» для малыша на каждый месяц его жизни (примерное время приема пищи, перечень «блюд», объем) и после осмотра ребенка педиатр, в случае отсутствия отклонений в состоянии здоровья малыша, может только рекомендовать «переход к меню следующего месяца», который родители открывают / скачивают / распечатывают при необходимости.
2. Экономия личного времени беременных женщин на посещение полного курса обучения в очных школах и экономия времени родителей на профилактические беседы при посещениях кабинета здорового ребенка:
Экономия времени (и транспортных издержек, что особенно актуально для отдаленных территорий Дальнего Востока) будущих/настоящих родителей на профилактические беседы в медицинских организациях позволяет им больше времени уделять работе, семье, друг другу, совместно получая и выполняя дистанционные задания, помогающие больше узнать о своем здоровье и о здоровье будущего малыша, а также больше времени уделять общественно полезному труду для государства.
3. Экономия средств государства, затрачиваемых на реабилитацию детей при позднем выявлении отклонений в развитии:
Оценка развития детей в поликлинике всегда вызывает проблемы, так как во время осмотра малыш может вести иначе, быть заторможенным, испуганным. Родители через Дистанционную школу, пользуясь видеопрограммами, получают возможность спокойно и в домашних условиях, оценить развитие малыша и прийти к педиатру с конкретными вопросами, что делает оценку развития объективной. Как известно, раннее выявление отклонений в развитии детей способствует более эффективной его коррекции и экономит затраты государства на дальнейшую реабилитацию детей.
4. Экономия на использовании помещений для Школ и задействованности врачей в их работе
Работа дистанционных Школ не требует наличия залов для беременных женщин и для родителей, не отвлекает врачей на проведение очных занятий в школах и периодические затраты в данном случае ниже, чем при работе традиционных образовательных очных школ. Внедрение Дистанционных школ не означает отмену работы Школ в женских консультациях и в кабинетах здорового ребенка детских поликлиник, функционирующих согласно Приказам Министерства здравоохранения России, это означает помощь в организации их работы за счет возможного сокращения очных уроков и уменьшения задействованности врачей в их проведении (при этом происходит экономия оплаты труда врачей для работы в очных школах).
5. Помощь дистанционных школ для родителей в решении демографических проблем Дальнего Востока:
Косвенно дистанционные школы способствуют и решению демографических проблем тем, что будущие родители, даже проживая на отдаленных территориях Дальнего Востока, начинают чувствовать заботу государства и профессиональных общественных организаций в области охраны их здоровья, защищенность их семьи доступностью квалифицированных рекомендаций, удобством их получения, ранним дистанционным скринингом на выявление отклонений в состоянии здоровья, что в комплексе способствует повышению рождаемости и продлению продолжительности жизни за счет раннего дистанционного скрининга здоровья и самих родителей. Более того, популяризация работы дистанционных школ среди семей, не имеющих детей, побуждает их к рождению детей.
6. Масштабирование работы Школы – рост экономии государственных средств:
Экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности дистанционной школы, обеспечивается за счет большего числа «зачисленных» на обучение родителей. По завершению обучения в Школе родителям высылается «Сертификат родителей», что способствует положительному настрою семьи на рождение и воспитание здоровых детей.
Контакты: Вся информация, представленная на портале, охраняется авторским правом в соответствии с действующим законодательством. Перепечатка, копирование и размещение информации со ссылками на других сайтах запрещены без предварительного согласования. По всем вопросам внедрения, участия в проекте «Дистанционная школа для родителей» можно обратиться: medprosvet@mail.ru